Рекомендации родителям первоклассников по результатам диагностики адаптации.
1.Если Ваш ребенок показал частичный уровень адаптации к школе – это не является поводом для паники, но необходимо выяснить причины.
Ими могут быть:
- повышенная тревожность, вызванная разными причинами, в том числе неумеренными ожиданиями родителей, изменением характера Ваших отношений с ребенком. В этом случае нужно пересмотреть свои отношения с ребенком (в семье должна быть единая тактика общения всех взрослых с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него), оценить свои ожидания от успехов ребенка и соотнести их с его возможностями и способностями (завышенные ожидания ведут к неврозу). В этом случаем можно проконсультироваться с детским неврологом, психотерапевтом, психологом. Повышенную тревожность необходимо понизить. Помните, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
- перегрузка дополнительными занятиями;
- низкая самооценка ребенка. Для ее повышения необходимо найти сильные стороны у ребенка, хвалить его за успехи, ободрять в случае неудачи, поддерживать его в его начинаниях;
- слабое здоровье (частые болезни)
и т.д.
Эти дети, как правило, не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, но зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья ребенка.
2.Если Ваш ребенок показал уровень работоспособности, как компенсируемое состояние усталости (это означает, что самовосстановление оптимальной работоспособности у ребенка происходит за счет периодического снижения активности) или перевозбуждение (ребенок работает на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению), то ребенку необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха, иногда и снижение нагрузки. Иначе это может привести к хроническому переутомлению и истощению. А это уже опасно.
В случае хронического переутомление необходимо снижение нагрузок.
3.Если Ваш ребенок показал отрицательное отношение к школе, то обратите внимание на то:
- как утром встает ребенок? Он не должен торопиться (рассчитать время это забота родителей). Он должен позавтракать.
- с каким настроением ребенок идет из школы? Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?»
- как Вы разговариваете с ребенком о школе? Делайте это осторожно (не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, но и не отмахивайтесь и не просите подождать, если вам что-то хотят сказать);
- как ребенок делает домашние задания? Не заставляйте делать уроки сразу по возвращению из школы (1,5-2 часа нужно отдохнуть), а также - за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва. Помогайте ребенку делать уроки, но не делайте их вместо него и не стойте над душой, а просто помогайте и поддерживайте.
- как часто Ваш ребенок жалуется на недомогание, плохое самочувствие и т.п. В данном случае не пренебрегайте помощью врача.
4.Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
5.Разговаривайте со своим ребенком, читайте, слушайте музыку, гуляйте, вместе смотрите его любимые передачи и мультфильмы (помните, все хорошо в меру). Любите своего ребенка таким, какой он есть.
6.Спокойствие, только спокойствие.
Педагог-психолог МБОУ "СОШ 56" г.Чебоксары Н.А.Панова
|