Вторник, 25.06.2024, 10:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 161
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Памятка для родителей

РОДИТЕЛЯМ

Что нужно знать об обращении к психологу

Происходящие сейчас сложные мировые события и необходимость соблюдения мер безопасности могут сказываться на нашем психологическом благополучии и состоянии наших детей, возникающие эмоциональные реакции и переживания являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.

Многим семьям может быть трудно поддерживать измененный образ жизни, сохранять внутри семьи гармоничные отношения, могут дать о себе знать психологические трудности различного характера, которые как бы «дремали». Кому-то приспособиться к таким условиям легче, а кому-то сложнее, но, несмотря на складывающиеся обстоятельства, существует возможность обратиться за помощью к специалистам психологам.

Как понять, что вашему ребенку нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.

Кто такой психолог?

Психолог – это специалист, работающий в сфере психологического благополучия человека, помогающий преодолеть как внутренние психологические сложности и проблемы, так и помочь выстроить отношения с окружающими.

Чем же отличается психолог от психиатра?

Психолог

Психиатр

Специалист, имеющий психологическое

образование

Специалист, имеющий медицинское образование

Специалист, не ставящий диагноз

Врач, который имеет право ставить диагноз

Использует психотерапевтические методы и приемы, не выписывает лекарственные препараты

В качестве лечения и при необходимости медикаментозной поддержки, может назначить лекарственные препараты

При необходимости уточнения состояния и потребности медикаментозной поддержки,

может рекомендовать обратиться к психиатру

При необходимости и после оценки состояния, может установить диспансерное наблюдение

Важно! Работа с психологом – это совместный труд, не только специалиста и ребенка, но и Вас. Ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно и благополучно, если рядом комфортно и благополучно чувствует себя взрослый, который о нем заботится. Психолог не дает советов и рецептов о том, как надо жить или как решить проблему, а, помогает совместно найти пути и способы того, как можно справиться с возникшими сложностями.

Как понять, что вашему ребёнку нужна помощь психолога?

Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка.

Если вы заметили резкие изменения в поведении ребенка, вдруг появившиеся непривычные эмоциональные проявления или высказывания, отмечаете сложности с соблюдением режима (например, нарушение сна, аппетита и пр.) – в первую очередь, постарайтесь поговорить с ребёнком, рассказать о сложившейся ситуации и обсудить его чувства. Будьте честны с ребенком, правдивы, постарайтесь подобрать понятные для его возраста слова. Попробуйте понять, что могло стать причиной резких изменений. Также важно помнить, что в процессе перехода от одного возрастного периода к другому происходит преодоление ребёнком так называемого «кризиса», влияющего на изменения поведения или эмоционального фона.

Возрастной период

Характерные возрастные особенности

На что важно обратить внимание

 

Ранний возраст

(до 3-х лет)

  • Появление самостоятельности и автономности в передвижениях.
  • Возрастающий интерес к  взаимодействию с предметами.
  • Стремление самостоятельно  выполнять деятельность, которую выполняет взрослый.
  • Чувство гордости за свои достижения.
  • Активное усвоение слов, названий предметов.

Кризис 3 лет - перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка.

Для кризисного периода характерны: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, преувеличение значимости собственного мнения в противовес мнению родителей, желание чтобы все вокруг, выполняли желаемое по требованию ребёнка.

  • Изменения, связанные с режимом дня: нарушения сна, отказ от еды, отказ использовать горшок, мыться, переодеваться.
  • Появление психосоматических симптомов (т.е. симптомов, возникающих под влиянием психологических факторов, среди которых могут быть - расстройства   желудка, высыпания на коже, головная боль и т.п.).
  • Очень бурные эмоциональные проявления в виде частого и громкого плача, капризов.
  • Чрезмерная   двигательная активность.

 

Дошколь-ный возраст

(3-7 лет)

  • Предпочтение отдается  самостоятельной деятельности (без  участия взрослого).
  • В играх со сверстниками ребенок моделирует поведения взрослого.
  • Преодоление эгоцентризма.
  • Усвоение понятий добра и зла.
  • В 6-7 лет возникновение внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться).

Кризис 7 лет - внутренние переживания, осмысление ребёнком собственного  отношения                                   к окружающему миру, последствий своих действий.

  • Для кризисного периода характерны: появление секретов, манерничанье, мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое.
  • Нарушение сна, недержание мочи, отказ от еды.
  • Повышенная возбудимость, подавленность, регресс в поведении, заикание, усиление симбиоза с родителями.
  • Нарушения речи.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

  • Учебная деятельность является ведущей, основной.
  • Активно развиваются навыки планирования   собственных действий.
  • Происходит формирование воли.
  • Развивается сознательная  саморегуляция памяти, внимания.

Кризис подросткового возраста - проявляется в снижении продуктивности и способности к учебной деятельности, преобладании негативного мышления над позитивным, активном внимании к своему «внутреннему миру», появлении способности к рефлексии своих чувств и действий.

  • Замкнутое, отстраненное поведение, отказ от действий, связанных с общением.
  • Агрессивность, раздражительность (особенно по отношению к родителям и значимым взрослым).
  • Трудности в выполнении ежедневных обязанностей.
  • Головные или желудочные боли, расстройство стула, нарушения сна.
  • Регрессивные проявления: недержание мочи, сосание пальца, отказ спать одному.

Подрост-ковый возраст

(11-15 лет)

  • Освоение норм социальной жизни, нравственных норм регуляции отношений в сообществах сверстников.
  • Появление чувства взрослости, самосознания.

Референтной группой на этом этапе является группа сверстников – именно их мнения и оценки становятся наиболее значимыми для подростка.

На первый план выходит деятельность по построению личностных взаимоотношений со сверстниками.

Среди когнитивных процессов на передний план выходит развитие абстрактно-логического мышления, сконцентрированного в этот период на построении временных перспектив и планов на будущее.

В поведении подростков преобладает:

желание ребёнка видеть себя в роли взрослого,    требование    того,    чтобы окружающие относились к нему как к

взрослому.

  • Агрессивное, деструктивное поведение.
  • Протестные реакции.
  • Демонстрация безразличия, отчужденности от дружеской компании.
  • Головные боли, трудности концентрации внимания.
  • Затруднения в учебной деятельности.

 

Одним из наиболее простых и безопасных путей поиска психолога может стать обращение в государственные организации, такие как, например, МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г.Чебоксары. Записаться туда на прием  ребенку можно самостоятельно с 14 лет, а до достижения этого возраста – с  помощью ваших родителей. Ссылка на запись на сайте центра:

 http://sodrugestvo.citycheb.ru/52-k08000-elektronnaya-prijomnaya/942- elektronnaya-priemnaya

Можно ли получить бесплатно психологическую помощь?

На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в городе, регионе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.

Детский телефон доверия 8-800-2000-122 - оказание психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях. Звонок бесплатный и анонимный.

В заключение хотелось бы сказать, что в нашей жизни ежедневно происходит множество изменений и нам важно уметь преодолевать, порой, крутые «повороты» событий, на которых очень ценной может оказаться поддержка от окружающих людей. Мы постоянно учимся справляться с всё более и более сложными задачами – и именно в такие моменты, важно учиться и уметь принять помощь, как от окружающих близких, так и от специалиста.

Как можно дистанционно получить бесплатную и анонимную экстренную психологическую помощь?

1.Позвонить на Единый круглосуточный общероссийский детский телефон доверия (для детей и их родителей) по номеру: 8-800-2000-122

2.Позвонить на Единый круглосуточный телефон доверия для взрослого населения Чувашии по номеру: 8-800-100-49-94

3.Позвонить на телефон экстренной психологической помощи (службу, действующую круглосуточно под патронажем Министерства здравоохранения Чувашии) по номеру: (8352) 58-31-31

4.Позвонить на телефон круглосуточной Интернет-службы экстренной психологической помощи МЧС России по номеру: +7 (495)989-50-50.

5.Позвонить на Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия по номеру: 8-800-700-06-00. Телефон работает с 07.00 до 21.00 по московскому времени.

6.Позвонить на телефон Скорой круглосуточной психиатрической помощи по номерам: 112, 03.

7.Позвонить на телефон Горячей линии помощи «Дети Онлайн» по номеру: 8-800-25- 000-15. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.

8.Заполнить заявку на онлайн помощь детям и подросткам в трудной ситуации от 6 до 18 лет в рамках проекта «Помощь рядом» на сайте: www.pomoschryadom.ru

9.Заполнить заявку на психологическую онлайн помощь родителям в рамках проекта «Я-родитель» на сайте: www.ya-roditel.ru

Кроме того, в Российской Федерации действуют:

- Федеральная горячая линия по лечению наркомании и алкоголизма Национального антинаркотического            союза: 8-800-700-50-50 (круглосуточно).

- Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким «Ясное утро»: 8-800-100-01-91 (круглосуточно).

- Круглосуточная горячая линия по оказанию психологической помощи для родителей на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ): 8(800)444-22-34 (бесплатно, круглосуточно).

Интернет-ресурсы для повышения психологической компетентности родителей

1.Журнал «Дети в информационном обществе»: http://www.fid.su/publishing/journal

2.Алгоритм действий для родителей, обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2510067.pdf

3.Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации: https://drive.google.com/file/d/1yhkj8ScvpnzOlHSSDbJMGaZS6TwOIrug/view

4.Психологический университет для родителей при МГППУ: http://xn--90agdantikrte6ho.xn--p1ai/

Вход на сайт
Поиск