Упражнения на развитие внимания
Эти упражнения строятся по
следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В
ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал
необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях создавать эмоциональный
настрой, условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению
задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный?» и т.д.
Именно поэтому более эффективно проводить эти упражнения с группой детей.
• «Стоп-упражнения». Ребенку предлагается
свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо
упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок
должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По
этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри — отомри» и
др.
• «Условный сигнал». Выполняя какое-либо
действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т.д.) и услышав
условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной
договоренности): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате
(классе), встать и пробежать по кругу и т.д.
• «Условные сигналы».
Перед занятием ребенку задаются условные сигналы. Один хлопок — посмотреть
вверх—вниз (направо—налево, выполнить «качалку»). Два хлопка — прислушаться к
звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг); три
хлопка — закрыть глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку и т.п.). Услышав условный сигнал, ребенок
выполняет соответствующее задание (около 10 секунд).
Повышение сосредоточенности,
реактивности и развитие навыков быстрого реагирования
Это более сложные упражнения на переключение, на
преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается не один, а два—четыре
условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен
запомнить.
• «Хлопки». Ребенок свободно передвигается по
комнате. На один ваш хлопок он должен присесть на корточки (произнести
«звезда»), на два — сделать «ласточку» (произнести «гроздь»), на три — встать с
поднятыми вверх прямыми руками (произнести «крендель») и т.д.
• «Четыре стихии». Вы договариваетесь с
ребенком, что если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз
(присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить
змею). На слово «вода» — вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли;
сказать «водопад» и т.п.). На слово «воздух» — поднять руки вверх (встать на
мысочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» —
произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться
кругом; изобразить костер, дровосека и т.п.)
• «Звонкая цифра». Вы с ребенком по порядку называете
числа (буквы, цвета, животных и т.п.). Запретными являются числа, содержащие,
например, цифру «5» (птицы, красные фрукты, зимние месяцы). Вместо называния
запретного числа (цвета и т.п.) ребенок должен хлопнуть в ладоши. Аналогично
можно построить упражнение с запретным движением.
• «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре
участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый)
указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба,
птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока
ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названные
животные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий
продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Эту игру можно
проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и
фрукт.
Оптимизация произвольной
саморегуляции
«Глухая инструкция»
Вы играете с ребенком в игру: «Я принесла тебе интересную книжку с загадками,
но в нее забыли положить инструкцию. Давай подумаем (придумаем), что за загадки
хотел предложить нам автор и как их решать».
Далее ребенку предлагается наглядный материал,
анализируя который вы совместно с ним постепенно приходите к нужному решению.
«Детектор
ошибок»
Ребенку предлагается заведомо неправильная, ошибочная ситуация,
которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала
и летом вместо кроссовок вынула из шкафа зимние сапоги; хлеб положила в
холодильник, а масло — в хлебницу и т.д. Когда
ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) замечает нелепость ситуации, обязательно
надо акцентировать это: «Ой, какая же я невнимательная! Какой же ты молодец,
что вовремя меня поправил!»
В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо нелепые сюжеты:
зимний пейзаж с птицами, распевающими на цветущем дереве; пингвин,
разгуливающий по пустыне и т.д. Ребенка просят найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-то
предмет. Или найти
правильное изображение среди аналогичных, но неверно — зеркально или с
пропущенными, перепутанными деталями — нарисованных.
«Исправь
ошибки»
Аналогичные по смыслу «речевые» упражнения в более взрослом возрасте необходимы
ребенку, особенно если он делает много ошибок в письме и при чтении.
Подготовьте бланки со словами и предложениями, заранее сделав «необходимые»
ошибки. Предложите ребенку найти все ошибки и подчеркнуть их. Примеры заданий
(их можно давать как в печатном, так и в письменном варианте):
• Старые ледеди склонили перед ним горые шеи. Будем сегоня
танщеват и веселица.
• Зимой в саду расцвели яблони. Стомица нашей
Родины? — москва.
Для
подобных заданий можно использовать и специально приготовленные тексты, и
письменные работы самого ребенка.
Причинно-следственные отношения. Последовательность.
Классификация
Назови причину и следствие
Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть
причина, то есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?» Приведите пример: лед —
появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину тех явлений, которые вы назовете.
Важно показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же
события. Так, ребенок (с помощью родителей) может придумать различные окончания
известных сказок или самостоятельно придумать историю, а затем варьировать ее
окончание.
«Расставь события по порядку»
Предложите ребенку (сначала в виде отдельных картинок) расставить по порядку
известные ему события:
• Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я иду в школу, я чищу зубы и
т.д.
• Листья зеленеют, цветы желтеют, созревает клубника, зарядили дожди, выпал
снег и т.д.
Подбери следующее
Попросите ребенка (соответственно его возрасту) подобрать слово, которое должно
следовать за предложенным.
Примеры слов: первый - ..., метель - ...., зима - .., молния - ...
Упражнение «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку предлагается ряд фигур (предметов, картинок). Ребенок должен разделить их на группы по разным признакам.
Важно, чтобы
ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для
классификации.
«Найди
сходство и различия»
Ребенку предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он
должен отметить общее и разное.
Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель,
самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.
Прекрасной
«зарядкой» для мозга здесь является подбор аналогий, метафор, синонимов и
антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться
исключительно в наглядном плане. Мы же рассмотрим более сложные варианты, но
идеология от этого не меняется.
«Закончи
предложение»
Ребенку предлагается список незаконченных предложений.
Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». Например:
• У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
• У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
• У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед
конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье
(кастрюлю, куклу, ананас).
«Подбери общее понятие»
Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним словом следующие понятия
Другие упражнения
Упражнение "Графические узоры" Это упражнение выполняется на клетчатой бумаге. Ребенок должен продолжить узор, начатый взрослым или продиктованный взрослым. Начинать нужно с простых узоров, постепенно усложняя.
Что тренирует это упражнение: произвольное внимание, самоконтроль, мелкую моторику.
Упражнение «Продолжи узор»
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка
относительно симметричной оси. Если ребенок затрудняется, на первых этапах
можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна
быть правая сторона).
Инструкция:
Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок
за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая.
Что тренирует это упражнение: наглядно-образное мышление и
графические навыки.
УДАЧИ!