ПОЧЕМУ он пишет левой рукой?
Левшество – это не привычка, не результат ошибок педагога, не болезнь, а один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от особенностей строения мозга ребенка.
Леворукий ребенок отличается от остальных не только тем, что ест, рисует
и пишет левой рукой, но и тем, что у него иначе устроен мозг, у него другой тип
мышления. У большинства левшей леворукость генетически запрограммирована, и
особый тип организации мозга они имеют уже при рождении.
У большинства левшей ведущим является эмоционально-образное полушарие (обычно
правое), которое "мыслит” целостно, неформально.
Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от
органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие в основном
"обслуживает” левую сторону тела; принимает большую часть информации от левого
глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой
руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Уже у новорожденного ребенка полушария неравноценны. Левое как бы дробит
картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая
причинно-следственные цепочки, классифицируя объекты, выстраивая схемы,
последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или
извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно
медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину
мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю реальность, не дробя на
части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных
проявлений. Оно действует быстро.
Главное же отличие левого полушария от правого
в том, что только в нем
расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое
полушарие
информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Строго говоря,
в
левом полушарии не один центр речи, а несколько. Есть центр,
ответственный за
мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. Другой отвечает за
понимание
речи. И т.д. Такая картина наблюдается уподавляющего большинситва людей,
но не у всех. В некоторых случаях центры речи формируются не в левом, а
в правом полушарии мозга. Эти люди обычно становятся леворукими.
Когда переучивать поздно?
У детей правшество и
левшество в основном формируется к 4 годам, а до этого возраста предпочтение
руки может быть неустойчивым.
Посмотрите, как относится ребенок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой
перекладываете ложку из его левой ручки в правую. Если он продолжает спокойно
есть, то можно попытаться "приучить” его к пользованию правой
рукой, но если вы видите, что ребенку это неприятно, что он пытается переложить
ложку снова в левую руку, начинает капризничать, раздражаться - это сигнал, что
вы нарушаете естественный ход развития организма, вмешиваетесь в интимные
механизмы формирования личности ребенка и рискуете причинить ему непоправимый
вред.
Если ребенку уже 4 года и тем более если среди его родственников есть
леворукие, остановитесь, не переучивайте его, потому что перед вами только два
пути: либо ребенок будет нормально развиваться или даже опережать других детей,
но есть и писать левой рукой, либо он превратится в невротика, будет писать
правой рукой, но и в школе, и после ее окончания письмо станет для него мукой.
У нормального леворукого
ребенка неумелые педагогические воздействия, стремление переучить наперекор
природе могут привести к самым тяжелым последствиям.
Если у левши иначе устроен мозг, то и мышление, и вся психика несколько
отличаются от обычного типа. Леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны,
подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они хуже привыкают к смене
обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно
значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между
предметами, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких
детей очень много в художественных школах.
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения
(зрительные, осязательные…), а не на речь, поэтому для лучшего понимания
материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для
левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных
условиях. Их стихия – индивидуальная работа, когда нет строгого подчинения и
важна собственная инициатива и интуиция.
Но группа детского сада и тем более школьный класс – как раз и есть работа в
жестком регламенте. Здесь ценят не инициативу и интуицию, а послушание и
дисциплину. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть
правшей, имеющих определенные "левые” признаки, во многом сходны с левшами по
своему психологическому статусу.
У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связано не только с их особой
ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают
так называемый декстрастресс (правый стресс). Мы этого не замечаем, а леворукий
сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие предметы сделаны таким
образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто
невозможно – левше. Даже двери открывать левше неудобно, осветительные приборы
обычно располагаются слева и т.д.
Если вы воспитываете леворукого ребенка, не старайтесь сделать его таким, как все, больше доверяйте его природе, знайте, что он обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые при должном воспитании и обучении могут стать сильными сторонами его личности. И от нас зависит, не будут ли загублены эти задатки.
13 августа Международный День левши.
Среди левшей много выдающихся людей: Пабло Пикассо и Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал знаменитый кубик Рубика.
Несколько рекомендаций:
1.Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
2.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
3.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным,
привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог использовать не только уши, но и
глаза, и руки, – пусть обучается не столько через слова, сколько через
предметы.
4.Не переусердствуйте с соблюдением режима: для левши жесткое следование режиму
может быть непомерно трудным.
5.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны,
наказывая или ругая его.
6.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе.
Уникальность, непохожесть на других – его достоинство.