Четверг, 12.12.2024, 17:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 161
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Почему он пишет левой рукой?

ПОЧЕМУ он пишет левой рукой?

Левшество – это не привычка, не результат ошибок педагога, не болезнь, а один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от особенностей строения мозга ребенка.

Леворукий ребенок отличается от остальных не только тем, что ест, рисует и пишет левой рукой, но и тем, что у него иначе устроен мозг, у него другой тип мышления. У большинства левшей леворукость генетически запрограммирована, и особый тип организации мозга они имеют уже при рождении.
У большинства левшей ведущим является эмоционально-образное полушарие (обычно правое), которое "мыслит” целостно, неформально.
Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие в основном "обслуживает” левую сторону тела; принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Уже у новорожденного ребенка полушария неравноценны. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно
медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно действует быстро. 
Главное же отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Строго говоря, в левом полушарии не один центр речи, а несколько. Есть центр, ответственный за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. Другой отвечает за понимание речи. И т.д. Такая картина наблюдается уподавляющего большинситва людей, но не у всех. В некоторых случаях центры речи формируются не в левом, а в правом полушарии мозга. Эти люди обычно становятся леворукими.

Когда переучивать поздно?

У детей правшество и левшество в основном формируется к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.
  Посмотрите, как относится ребенок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из его левой ручки в правую. Если он продолжает спокойно есть, то можно попытаться "приучить” его к пользованию правой рукой, но если вы видите, что ребенку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, раздражаться - это сигнал, что вы нарушаете естественный ход развития организма, вмешиваетесь в интимные механизмы формирования личности ребенка и рискуете причинить ему непоправимый вред.
Если ребенку уже 4 года и тем более если среди его родственников есть леворукие, остановитесь, не переучивайте его, потому что перед вами только два пути: либо ребенок будет нормально развиваться или даже опережать других детей, но есть и писать левой рукой, либо он превратится в невротика, будет писать правой рукой, но и в школе, и после ее окончания письмо станет для него мукой.

Но еще страшнее другое. Предположим, что нам с большим трудом удастся научить ребенка вырисовывать буквенные знаки правой рукой и он научится списывать текст, писать под диктовку. Но когда потребуется не просто списывание-срисовывание чужого текста, а собственная письменная речь (изложения, сочинения), письмо правой рукой окажется несостоятельным. Поэтому пик обращений к специалистам за помощью по поводу катастрофических трудностей с письмом у переученных левшей приходится на возраст 10 лет.

У нормального леворукого ребенка неумелые педагогические воздействия, стремление переучить наперекор природе могут привести к самым тяжелым последствиям.
Если у левши иначе устроен мозг, то и мышление, и вся психика несколько отличаются от обычного типа. Леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в художественных школах.
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные…), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях. Их стихия – индивидуальная работа, когда нет строгого подчинения и важна собственная инициатива и интуиция.
Но группа детского сада и тем более школьный класс – как раз и есть работа в жестком регламенте. Здесь ценят не инициативу и интуицию, а послушание и дисциплину. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть правшей, имеющих определенные "левые” признаки, во многом сходны с левшами по своему психологическому статусу.
У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связано не только с их особой ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают так называемый декстрастресс (правый стресс). Мы этого не замечаем, а леворукий сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие предметы сделаны таким образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто невозможно – левше. Даже двери открывать левше неудобно, осветительные приборы обычно располагаются слева и т.д.

  Если вы воспитываете леворукого ребенка, не старайтесь сделать его таким, как все, больше доверяйте его природе, знайте, что он обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые при должном воспитании и обучении могут стать сильными сторонами его личности. И от нас зависит, не будут ли загублены эти задатки.

13 августа  Международный День левши.

Среди левшей много выдающихся людей: Пабло Пикассо и Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал знаменитый кубик Рубика.     

Несколько рекомендаций:

  1.Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
  2.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
  3.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог использовать не только уши, но и глаза, и руки, – пусть обучается не столько через слова, сколько через предметы.
  4.Не переусердствуйте с соблюдением режима: для левши жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
  5.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
  6.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Уникальность, непохожесть на других – его достоинство.

УДАЧИ!
Вход на сайт
Поиск