Человек родился…
И каждый хороший родитель хочет, чтобы этот человек вырос умным, красивым и счастливым. А еще, чтобы он был богатым и удачливым. Чтобы у него было много друзей, чтобы он не был одиноким. И много-много другого хорошего родители желают своим детям. И это здорово.
Но нужно помнить, что такие понятия как красота, ум, счастье, удача, богатство для каждого человека это «свои» понятия, для каждого человека они различны, имеют свои оттенки и нюансы. Нет абсолютного понятия красоты, ума, дружбы, а тем более счастья, удачи и одиночества, есть только определения в различного рода словарях.
Что же делать с ребенком, чтобы он вырос умным, красивым, добрым, счастливым? Как его воспитывать, чем с ним заниматься, в какие клубы водить, к каким педагогам?
Сейчас легко можно найти множество самых разных рекомендаций и «добрых» советов на любые темы, касающиеся воспитания, развития и обучения ребенка любого возраста, особенно возраста дошкольного (современные родители, особенно мамы, уяснили, что этот возраст в жизни человека очень важен и все очень стараются «ничего не упустить»). Чтобы найти рекомендации достаточно выйти во всемирную компьютерную паутину и в поисковой системе ввести свой запрос. Интернет ответит на все Ваши вопросы, даст любые рекомендации, «подскажет», как сделать ребенка умным, добрым, образованным. И все эти рекомендации и правильные и неправильные одновременно, все они работают и не работают, но имеют место быть. Но применять все эти рекомендации и «добрые» советы нужно осторожно и с умом, особенно те, что касаются развития и обучения дошкольников. Причина этого банальна и всем известна: все дети – разные. А, как известно, одни и те же болезни у разных людей лечатся разными средствами.
Я хочу поделиться своим опытом воспитания и развития дошкольника.
Как мама сегодняшнего первоклассника – вчерашнего дошкольника, хочу сказать: по моему мнению, главная наша задача, как родителей и очень простая и очень сложная одновременно: нужно жить вместе с ребенком, а не рядом с ним (это моя формулировка, которая родилась у меня в результате общения и работы с дошкольниками и их родителями). Для этого не нужно иметь пять пядей во лбу. Когда я говорю жить вместе с ребенком, это не означает жить только его жизнью и забыть о своей. Жить нужно жизнью своей, но в этой жизни должен присутствовать и Ваш ребенок, не надо отодвигать его на второй план, особенно в дошкольном возрасте, иначе позже придется пожинать не очень вкусные плоды (это я говорю уже как педагог-психолог, ежедневно общающийся с родителями младших школьников и подростков). И не нужно оправдывать себя работой, зарабатыванием денег, нехваткой времени и тому подобными отговорками в тот момент, когда возникают проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Всегда можно найти время для ребенка, если есть на то желание.
По долгу своей службы, разговаривая с родителями, обратившимися ко мне за помощью, я очень часто (в 7-9 случаях из 10) вынуждена слышать примерно такие фразы: «Что мне делать? Ребенок меня не слушается, он не хочет учиться, он врет, … А я работаю, я много работаю и все для того, чтобы у него было все, а он …». «А он хочет послушать сказку, задать вопрос и получить ответ, хочет поиграть с Вами в морской бой, посмотреть вместе мультик, погулять по парку, …» - такую тираду хочется предложить таким родителям.
Поэтому главная и единственная моя рекомендация всем любящим родителям, всем родителям, желающим своему ребенку только добра и счастья, рекомендация педагога-психолога и мамы, проверенная собственной жизнью состоит в следующем: если Вы хотите видеть своего ребенка умным и счастливым, живите вместе с ребенком, а не рядом с ним. Выполняя эту рекомендацию, параллельно с этим, Вы можете следовать и другим «умным» рекомендациям из Интернета или советам из «умных» книжек, которых сейчас в продаже огромное количество. Но я уверена на 99%, если Вы не живете вместе с ребенком, а живете только рядом с ним, следование любым, даже очень правильным рекомендациям не доставит Вам удовлетворения.
Поясню, что я вкладываю в фразу: живите вместе с ребенком, а не рядом с ним.
Когда родители живут вместе с ребенком, первое и самое важное, что они делают – это разговаривают друг с другом, в самом широком смысле этого слова. Родители не просто отвечают на вопросы ребенка, а разговаривают на темы вопросов. И родители при этом параллельно не занимаются своими взрослыми делами (готовят кушать, вытирают пыль и т.п.), в это время они заняты только разговором с ребенком. И ребенок при этом чувствует внимание родителей и, насытившись им, уходит заниматься своими делами, поэтому нет постоянных приставаний к родителям с вопросами и нытьем.
Причем в этом случае, как правило, нет запретных тем. С ребенком обсуждается все, что его интересует. И разговор ведется на языке, понятном ребенку. И поверьте, детям это очень и очень нравится. Тем более, что для разговора не требуется специальных условий. Разговаривать с ребенком можно всюду, и не только дома: по дороге в детский сад, во время прогулки, в очереди к врачу и т.п.
Если же родители живут рядом с ребенком, они, конечно же, тоже разговаривают, но этот разговор больше похож на допрос, либо это разговор в процессе выполнения взрослыми своих домашних обязанностей (мама готовит завтрак и параллельно рассказывает ребенку о бабочках, папа читает газету и объясняет сыну, как устроен автомобиль и т.п.). И, как правило, дети не удовлетворены такими разговорами и все больше и больше привлекают внимание родителей самыми разнообразными способами. Это связано с тем, что при таких разговорах внимание родителей направлено вовсе не на ребенка, и дети это чувствуют. Но родителям при этом кажется, что они общаются со своим ребенком, то есть уделяют ему внимание.
Рассуждая на тему разговора с ребенком, хочется заметить, что никогда нельзя отмахиваться от детских вопросов, какими бы они не были. Дети все равно узнают ответ, только не от Вас, и этот ответ Вас не всегда устроит. Если Вы не знаете ответа на вопрос ребенка (а такое нередко бывает), объясните это, попросите тайм аут и поищите ответ, а еще лучше ищите его вместе с ребенком. Так ребенок поймет, что если не знаешь ответ на какой-то вопрос, его всегда можно найти.
Следующее, что делают родители, живущие вместе с детьми – это вместе с ребенком смотрят его любимые мультики, телепередачи и обсуждают их. То есть разделяют интересы своих детей. И дети за это очень благодарны взрослым.
А родители, живущие рядом с ребенком, очень часто, приходя с работы, включают детям мультики, а сами удаляются для своих дел. Дети увлечены просмотром, родители спокойно делают свои домашние обязанности. Вроде бы все довольны. Но очень часто такие дети потом не читают, не гуляют, а живут в виртуальном мире. А родители пытаются их «вытащить» в реальный мир.
Родители, живущие вместе с ребенком, гуляя на детской площадке не будут трещать с подругами, в тот момент, когда ребенок нуждается в их внимании (мама нужна для игры, или нужна иная помощь), так как в это время они гуляют вместе с ребенком и находятся на этой площадке, благодаря ребенку и для ребенка. Родители же, живущие рядом с ребенком всегда находят «подруг по детской площадке», и только краем глаза наблюдают за тем, что происходит с их ребенком.
Таким образом, родителей, живущих вместе с ребенком отличает то, что когда они заняты ребенком, то они заняты только им, а все их остальные дела отходят на второй план. Это, конечно же, не означает, что у них всегда все идеально (если такое слово можно применять в этом контексте), что у них не бывает конфликтов и ссор. Просто в таких семьях больше взаимопонимания, прощения, меньше вранья и подлости.
А родители, живущие рядом с ребенком, заняты своим чадом параллельно со всем остальным. Поэтому ребенок всегда от них чего-нибудь да требует, родители не могут понять почему, так как они искренне верят в то, что уделяют своему ребенку достаточно внимания и сил (часто в этом случае они прибегают к материальным подаркам, но это, как правило, не помогает).
А теперь вспомните о своих взаимоотношениях со своим ребенком - дошкольником: как вы с ним разговариваете, как отвечаете на его вопросы, как вы с ним гуляете. И честно себе признайтесь к какому типу родителей из вышеописанных Вы относитесь. И еще ответьте себе на вопрос устраивают ли Вас ваши отношения с ребенком. Если нет, то все в Ваших руках.
Педагог-психолог МОУ «СОШ №56» Панова Наталья Александровна