О МЫШЛЕНИИ
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.
***
Последовательные ступени интеллектуального развития:
1.Наглядно-действенное мышление
2.Наглядно-образное мышление
3.Словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление (появляется в конце 1-го – начале 2–го года жизни ребенка) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Оно формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого.
К моменту поступления в школу у ребенка уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.
Наглядно-образное мышление (с 4-6 лет) – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Для него характерно умение решать задачу, прежде всего, в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе.
Словесно-логическое мышление (с 6,5-7 лет) – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации.
***
Игры для развития наглядно-действенного мышления:
- Самый эффективный способ - предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических и др.).
- Задания и упражнения со спичками. Эти задания помогут и развитию пространственного мышления. Также в сложных задачах подключается логическое мышление.
- Задания с ножницами и бумагой.
- Занятия оригами.
Упражнения и игры для развития наглядно-образного мышления:
- Рисование (плюс - это развитие мелкой моторики, воображения).
- Прохождение лабиринтов (хорошее упражнение и для развития внимания).
- Работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка.
Упражнения и игры для развития логического мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
В ДРУГИХ РАЗДЕЛАХ - "РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ", "КАТАЛОГ СТАТЕЙ", "КАТАЛОГ ФАЙЛОВ" - ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ДРУГИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ, РЕЧИ