ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (СДВГ) - ЭТО ...
Одним из самых распространенных поведенческих расстройств за последнее время стал синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Причем мальчики подвержены этому заболеванию, по меньшей мере, в 4 раза чаще, чем девочки.
Дети с этим синдромом характеризуются повышенной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью.
Гиперактивность часто сопровождается проблемами внимания: нестабильность его концентрации, частая отвлекаемость. Проблемы внимания и памяти приводят к затруднениям в учебе, что в свою очередь сказывается и на поведении ребенка в школе. С возрастом гиперактивность уменьшается. Однако остальные симптомы усугубляются и способствуют возникновению психопатий. От 20% до 25% детей с СДВГ испытывают затруднения в течение всей жизни.
Благоприятный прогноз при СДВГ возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого–педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции – в школе и дома, в будни и выходные дни.
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
– ошибками воспитания или определенной незрелостью;
– минимальными поражениями нервной системы.
Часто оба эти фактора действуют одновременно, т.к. взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются "исправить” ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить пути работы с ним.
Основные признаки гиперактивности и импульсивности
Гиперактивность:
1. Ребенок суетлив.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как "perpetuum mobile”.
6. Болтлив.
Импульсивность:
7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.
Основные признаки нарушения внимания:
1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из – за невнимательности.
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
5. Слушает, но, кажется, не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
9. Забывчив.
Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.
При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
1) появиться до 8 лет;
2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома);
3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких – либо нервно – психических расстройствах;
4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
!!!!!! Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико–психологическое обследование.
ДИАГНОЗ СТАВИТ ТОЛЬКО ВРАЧ (НЕ ПСИХОЛОГ И НЕ РОДИТЕЛИ)
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
1) обеспечение родителями и учителями эмоционально – нейтрального развития и обучения;
2) соблюдение режима, достаточное время для сна;
3) обучение по личностно – ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
4) соответствующая медикаментозная поддержка;
5) разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.
Р.Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:
1) недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом;
2) недостаток твердости и контроля в воспитании;
3) неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Как правило, гиперактивный ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт.