За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?
Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка — не стать учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания).
Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного одевания (например, завязыванием шнурков), укладывания спать, уборки "своей территории", чистки зубов перед сном и пр., то это — первейшая забота родителя.
Что не может быть сделано без участия родителей?
Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации своего рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню.
Культивирование самостоятельности — это ответственная и постепенная работа Часто бывает проще что-то сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но это приводит к "выученной беспомощности", отказу ребенка в дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в собственные силы.
Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
Конечно, личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то совершенно бесполезно приучать к порядку ребенка.
Покажите ребенку свое рабочее место (кухонный стол, рабочий стол) - обратите его внимание на предметы, которыми Вы пользуетесь, для чего они нужны и в каком порядке Вы их раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребенок расскажет Вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки — "домики" для каждой вещи.
Кроме этого, обратите внимание на позу сидящего за столом ребенка. Ему еще трудно контролировать себя, он не очень хорошо ощущает собственное тело, а тем более трудно долго сидеть в одной позе. Научите его разным веселым упражнениям, которые лучше делать в перерывах между занятиями (если ему уже показали в школе, пусть покажет их Вам) — упражнения для пальцев рук, физкультминутки под ритмические стихи.
«Я объясняю, а он не понимает …» (помощь родителей)
Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего — с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным.
Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них - часто встречающаяся — несовпадение стилей познания ребенка и матери, т.е. ребенок и мать по-разному воспринимают и познают новое.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным. Нередко это происходит по причинам, так называемого, когнитивного (познавательного) конфликта (хотя могут быть и другие причины). Специальные психологические исследования показывают, что этот конфликт непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
Важнейшие параметры, по которым может возникнуть когнитивный конфликт:
- направленность в изучении нового (учебного) материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
- умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
- форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями;
- умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
- наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
- эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.
Когнитивный конфликт может иметь место:
- если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери — внимание к деталям и частностям;
- если школьник воспринимает и перерабатывает материал в направлении от общего к частному, а мать предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
- если у ребенка преобладает аналитический, рассудочный склад ума, а у матери — повышенная эмоциональность, стремление сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями;
- если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты.
Следствием возникающего когнитивного конфликта матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения ребенка к выполняемой дома учебной работе.
Ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Поэтому взрослому, занимающемуся с ребенком, НЕОБХОДИМО понять как ребенок воспринимает и изучает новый материал, а также осознать собственную познавательную деятельность – это существенно повысит эффективность домашней учебной работы.
УДАЧИ!