Игра обучает, развивает, успокаивает, воспитывает.
Ладошки (Игра для 2 игроков)
Материалы: для каждого игрока тетрадный лист в клетку и карандаш.
Ход игры: каждый игрок на своем листе обводит свою ладонь. Теперь на ладошке, в произвольном порядке расставляются числа от 1 до … (число оговаривается заранее). Затем игроки меняются листочками.
Игра: один игрок называет произвольное число, другой ищет это число на листе (на ладошке), который лежит перед ним и зачеркивает его, а первый тем временем быстро ставит крестики в клеточках на своем листе, начиная с верхней левой клетки. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего листа или у кого к концу игры (когда зачеркнуты все числа) будет нарисовано больше крестиков.
Комментарии составителя: эту игру можно приспособить к «нуждам» ребенка:
1.Для тренировки навыков счета называется не число, а пример, с помощью которого можно получить это число (можно использовать состав числа). При этом можно использовать все арифметические действия, которые знает ребенок (в 1-2 кл. – это сложение и вычитание, в 3-4 добавляется умножение и деление). В этом случае ребенку нужно сначала сосчитать, а затем найти число на ладошке и зачеркнуть.
Пример 1: на ладошке числа от 1 до 10. Называем, не 10, а 2+8 или 14-4 и т.п.
2.Игру можно использовать при изучении разряда числа.
Пример 2: пишем на ладошке единицы от 1 до 10 и десятки от 10 до 90. Примеры вопросов: найди 5 единиц (ребенок ищет 5), найди 4 десятка (ребенок ищет 40).
Пример 3: пишем на ладошке числа от 10 до 30. Пример вопроса: найди число, состоящее из 2
десятков и 3 единиц. Ребенок должен найти и вычеркнуть 23.
3.Игру можно использовать при изучении таблицы умножения.
Пример 4: расставляем на ладошке числа из столбика таблицы умножения на 3, т.е. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30. Один игрок называет пример из таблицы умножения, например, 3х6. Второй называет ответ и ищет его на своей ладошке, а первый тем временем рисует крестики.
На ладошке можно располагать числа двух-трех столбиков таблицы умножения.
4.На ладошке можно расставить по паре чисел, используя два цвета, например, красный и черный. Тогда игроки будут искать числа определенного цвета. Пример вопроса: найди красную 5, черную 2 и т.п.
Играя в «Ладошки», ребенок учится быстро ориентироваться в числах, закрепляет навыки счета, запоминает таблицу умножения, развивает внимание.
5.Вместо чисел на ладошке можно располагать буквы (все подряд, согласные - несогласные, твердые - мягкие и т.п.), в том числе и иностранные.
Гонка букв (Игра для 2-3 игроков)
Материалы: бумага и карандаши (ручки).
Ход игры: Перед началом игры каждый участник записывает на своем листке все 33 буквы русского алфавита. Посредством жеребьевки определяется игрок, который начнет игру. На отдельном листе он записывает крупными печатными буквами придуманное слово, теперь этими буквами он воспользоваться уже не сможет, поэтому зачеркивает их в своем списке. Следующий игрок составляет слово, при этом одна буква берется из первого слова и т.д. (слова пишутся по типу кроссворда). Каждый игрок сокращает свой список на используемые буквы.
Побеждает тот, кто придумал последнее слово.
Диагональ (Игра для нескольких игроков)
Материал: бумага в клетку и ручки.
Ход игры: Каждый игрок рисует на своем листе квадраты, как показано на рисунке ниже, со сторонами 6, 5, 4 и 3 клеточки (можно добавить квадрат со стороной 7, в этом случае играть сложнее). Кто-нибудь загадывает букву. Эта буква записывается по диагонали во все квадраты. Цель игроков — придумать и вписать слова (существительные в единственном числе), содержащие эту букву. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все слова.
п
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
п
|
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
п
|
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
|
п
|
|
|
|
п
|
|
|
п
|
По окончанию игры слова зачитываются вслух. Неизвестные слова объясняются.
Замечание: для учеников 1-2 кл. – достаточно квадратов со сторонами 3 и 4 клетки. Можно научить ребенка пользоваться словарем для поиска слов.
Играя в игры «Гонка букв» и «Диагональ», ребенок пополняет свой словарный запас, развивает речь и мышление.
Точки и отрезки (Игра для 2 игроков)
Материалы: лист бумаги и карандаши разных цветов по количеству игроков.
Ход игры: игроки рисуют на листе бумаги несколько точек (не менее 15-ти). Игроки по очереди карандашом своего цвета соединяют две любые точки отрезком. Захватывать 3-ю точку нельзя, каждая точка может быть концом лишь одного отрезка, отрезки не должны пересекаться. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.
Змейка (Игра для 2 игроков)
Материалы: тетрадный лист в клетку, карандаши разных цветов по количеству игроков
Ход игры: на одном листе игроки рисуют по точке карандашом своего цвета в произвольных местах на пересечении клеток. Затем они по очереди делают ходы, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки своего цвета своим карандашом (линии проводятся по границам клеток). За один ход линия удлиняется на одну клетку в любую сторону (не по диагонали). Линии не должны пересекаться между собой, также змейка не должна пересекать саму себя. Проигрывает тот, кому больше некуда продлевать свою змейку.
Комментарии: можно менять длину линии за один ход. Например, за один ход линия удлиняется на 2 (3 и т.д.) клеточки в любую сторону (не по диагонали).
Col (Игра для 2 игроков).
Материалы: лист бумаги и карандаши двух цветов.
Ход игры: на листе бумаги предварительно рисуется произвольная картинка, состоящая из замкнутых областей. Игроки по очереди закрашивают эти области каждый своим цветом, соблюдая правило: если две области имеют общую границу, то их нельзя окрашивать в один цвет. Проигрывает тот игрок, который не может сделать ход.
Замечание: можно поиграть втроем.
Пример картинки: После игры:
Играя в игры «Точки и отрезки», «Змейка», «Col» ребенок учится ориентироваться в клетках развивает мелкую моторику, внимание, логику и мышление.
Чепуха (игра для 2-7 игроков)
Материалы: для каждого игрока бумага и карандаши
Ход игры: Каждый игрок на своем лист сверху пишет свой ответ на вопрос и загибает лист так, чтобы не было видно написанного. Лист передается соседу, по кругу. И так далее, пока вопросы не закончатся.
Вопросы: Кто? С кем? Где? Когда? Что делали? Чем дело закончилось? Что об этом сказали люди?
После того как все ответы написаны, листы разворачивают и по очереди зачитывают вслух.
Чудо-юдо (игра для 2-4 игроков)
Материалы: для каждого игрока бумага и карандаши
Ход игры: Каждый игрок на своем лист сверху рисует чью-нибудь голову (животного, птицы, рыбы, жука человека), потом загибает лист так, чтобы головы не было видно, только кончик шеи. Лист передается соседу, по кругу, который рисует шею, начиная с кончиков и опять загибает лист так, чтобы были видны кончики. Лист передается. Следующий игрок рисует туловище (кого угодно), снова «прячет» рисунок и передает следующему, который рисует лапы (ноги). После этого лист разворачивается, все смотрят, кто получилось и придумывают название существу. Можно придумать историю жизни этого существа.
Играя в игры «Чепуха», «Чудо-юдо», ребенок отдохнет и развлечется:
Играя в игры на бумаге, ребенок не только развивает свои познавательные процессы, но и учится общаться, проигрывать и выигрывать.
ПОМНИТЕ:
Игра ведет от развлечения к развитию
|