Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся с трудностями в обучении.
Автор: Панова Наталья Александровна, педагог-психолог МБОУ «СОШ№56» г.Чебоксары
Целевая группа: обучающиеся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся с трудностями в обучении.
Цель: развитие познавательных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающихся с трудностями в обучении) для успешного освоения школьной программы.
Задачи:
1.Развитие зрительно-предметного восприятия.
2.Развитие внимания.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Развитие межполушарного взаимодействия
5.Развитие мыслительных операций.
6.Развитие общей осведомленности, связной речи.
7.Развитие умения понимать инструкции и действовать в соответствии с ними.
Идея (обоснование): Детям нравится все необычное и особенное. Им нравится искать «клады». На занятиях в качестве кладов используются «спрятанные» слова. Дети ищут слова, затем с ними работают. «Спрятанные» слова можно использовать по-разному, в самых разных упражнениях и играх, которые педагог может придумать самостоятельно. Например, их можно объединять в группы, в тройки или пары, при этом поясняя свой выбор. Можно искать противоположные или «лишние» слова. Можно искать слова, относящиеся к определенному понятию, составлять из слов предложения, словосочетания или даже рассказы. И многое другое.
На основе представленного занятия педагог может составить свое занятие, в зависимости от особенностей детей, от целей и задач.
Занятие можно проводить как индивидуально, или в группе.
Оборудование: лист с заданиями (Приложение 2), простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши.
Занятие состоит их трех основных этапов:
1.Разминка.
2.Работа на специально разработанных бланках.
3.Рефлексия.
В процессе второго этапа работы дети оценивают сложность работы. Для этого на бланке изображены круги. Если задание для ребенка оказалось сложным, он расскрашивает круг красным цветом, если простым – зеленым цветом.
Ход занятия.
1.Разминка: состоит из элементов «Гимнастики мозга» и кинезиологических пальчиковых игр (педагог может подобрать самостоятельно в зависимости от возраста и от особенностей детей).
Упражнение 1.Кнопки мозга.
Упражнение 2.Перекрестные шаги.
Упражнение 3.Думательный колпак.
Упражнение 4.Колечки
Упражнение 5.Заяц – Коза – Вилка.
Описание этих упражнений приведено в Приложении 1.
2.Работа на бланках (бланк занятия приведен в Приложении 2), которые чередуются физкультминутками (их педагог может подобрать самостоятельно в зависимости от возраста и от особенностей детей): упражнения 2.1. – 2.7.
2.1.Упражнение «Найди спрятанные слова» – на основе теста Мюнстерберга (Гуго Мюнстерберг – немецкий философ и психолог, 01.06.1863–16.12.1916).
Детям предлагается найди слова, которые спрятались среди букв и обвести их простым карандашом в рамку (или овал). При этом детям поясняется, что слова должны быть существительными (отвечать на вопросы: что, кто), нарицательными, в единственном числе, кроме слов, которые в единственом числе не употребляются (ножницы) и должны быть написаны без ошибок. И возможно, что в некоторых строках слов нет, а в некоторых их несколько.
Проверка выполнения задания. Исправление ошибок – в случае необходимости.
2.2.Упражнение «Раздели на группы»
Детям предлагается разделить найденные слова, объединив в группы по принципу: что к чему подходит. Для этого, прямоугольники (овалы) со словами, принадлежащих одной группе надо раскрасить одним цветом (при этом внимание детей обращается на аккуратность при раскрашивании.
После проверки, с пояснением причины объединения слов в группы, слова каждой группы переписываются – каждая группа на отдельной строке. Далее для каждой группы слов подбирается обобщающее слово или словосочетание - записывается рядом.
На этом этапе можно предложить детям дополнить каждую группу еще одним словом, записав его рядом (на усмотрение педагога).
2.3. Упражнение «Лишнее слово»
Детям предлагается найти лишнее слово в каждой группе слов и объяснить свой выбор. Найденные «лишние» слова выписываются отдельно – на специально отведенном для этого месте.
2.4. Упражнение «Составь пару»
Детям предлагается составить пару, в которую должны войти слово (из числа «лишних» слов) и картинка. При этом надо объяснить свой выбор.
2.5. Упражнение «Лишняя пара»
Детям предлагается найти лишнюю пару, объяснив свой выбор.
Замечание: Таким образом, в процессе выполнения заданий этой части занятия дети развивают и внимание (работа с тестом Мюнстерберга), и мышление (классификация, обобщение, исключение лишнего), и мелкую моторику (переписывают найденные слова), и речь (объясняют свой выбор), и пополняют словарный запас.
При желании педагог может придумать свои варианты использования «найденных» слов: их можно считать, сравнивать в какой строке было найдено больше/меньше слов. В тесте Мюнстерберга можно «спрятать» такие слова, из которых можно составить другие слова методом анаграммы (например, липа – пила). Можно прятать словарные слова правильно написанные и с ошибками. Можно прятать слова, связанные с определенной темой.
Физкультминутка: упражнение «Прыжки», упражнение «Крюки Деннисона» (Приложение 1).
2.6.Упражнение «Запомни».
Педагог рисует на доске таблицу, как на листе ребенка (или показывает ранее приготовленную таблицу на бумаге). И в некоторых ячейках таблицы рисует несколько знаков или геометрических фигур. Педагог просит детей внимательно рассмотреть нарисованные знаки (фигуры) и постараться запомнить их расположение. Затем (через 20-30 секунд) педагог закрывает рисунок и просит детей нарисовать у себя на листе в первой табличке то, что они запомнили. После выполнения задания детьми, педагог открывает свою таблицу, и дети проверяют себя. Исправляют ошибки, если это необходимо.
Ребенок оценивает себя: если ошибок – нет, то квадратик рядом с таблицей закрашивается зеленым цветом, если были ошибки – красным цветом.
Упражнение повторяется 3 раза (можно с усложнением).
Пример заполненной таблицы:
2.7.Упражнение «Обведи» на развитие межполушарного взаимодействия.
Детям предлагается обвести линии в нужном направлении (показано стрелкой), нужной рукой или двумя руками одновременно.
3.Конец занятия – рефлексия, самооценка работы.
Литература:
1.Паршонок, Е. В. Использование кинезиологических упражнений в образовательном процессе детей с особенностями психофизического развития / Е. В. Паршонок, Е. М. Юревич // Материалы IV Международной науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», Ялта, 17-19 сентября 2020/ под науч. ред. Ю. В. Глузман. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020.
2.Сазанов, В. Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов : учеб.-метод. пособие / В. Ф. Сазанов, Л. П Кириллова, О. П. Мосунов. – Рязань: Рязан. госуд. ун-т им. С. А. Есенина, 2000.
3.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
4.Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.
5.Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: учеб. пособие / Г. Е. Шанин. – М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры, 1999. – 39 с
|