Воскресенье, 22.12.2024, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [19]
Мои презентации [19]
В этой категории представлены разработанные мною презентации
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 161
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ
[ Скачать с сервера (1.84 Mb) ]04.04.2024, 17:39

Автор: Панова Наталья Александровна, педагог-психолог МБОУ «СОШ№56» г.Чебоксары

Целевая группа: обучающиеся начальных классов с трудностями в обучении, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: развитие познавательных процессов обучающихся с трудностями в обучении.

Задачи:

1.Развивать зрительно-предметное восприятие.

2.Развивать внимание.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Развивать мыслительные операции.

5.Развивать логическое и стратегическое мышление.

6.Развивать у детей общую осведомленность, связную речь.

7.Развивать умение слушать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней.

Оборудование: картинки (цветные) с изображением различных карт (примеры карт приведены в Приложении 1), картинки–раскраски (приведены Приложение), цветные карандаши (не менее четырех различных цветов).

Занятие можно проводить как индивидуально, или в группе.

Ход занятия.

1.Сравнение картинок с изображением географических карт

Педагог предлагает детям рассмотреть (можно продемонстрировать на слайде) картинки с изображением географических карт (Приложение 1) и ответить на вопросы:

- Зачем нужны карты?

- Какая карта больше нравится? Почему?

- Какой картой удобнее пользоваться?  Почему?

Педагог предлагает рассмотреть эти карты. В чем их основное отличие? (Наличие-отсутствие цвета, наличие-отсутствие границ областей).

2.Информационный блок.

Педагог обращает внимание детей на то, что на карте области – замкнутые (показывает), то есть имеют границы. И области, имеющие на карте общую границу (показывает их на карте) раскрашены в разные цвета. Именно это делает карту удобной в пользовании: сразу видны разные районы, города, страны и т.д.

Информация для детей: ученые-математики выяснили, что любую карту, расположенную на плоскости (или сфере) можно раскрасить четырьмя разными цветами так, чтобы любые две области с общим участком границы имели разный цвет. При этом граница – это не точка (в одной точке своими углами может соприкасаться сколько угодно областей, в том числе окрашенных в один цвет), а некая линия (показать).

Вариант для более младших детей: если на плоскости или на сфере нарисована карта, и мы раскрашиваем ее так, чтобы соседние страны были разного цвета, то четырёх красок нам хватит. Причем, для некоторых простых карт достаточно и трех цветов.

Детям предлагается рассмотреть карту, в которой использованы только четыре цвета (Приложение 2. Карта Африки). Дети убеждаются, что на карте именно четыре цвета (считают).

Долгое время математики называли это «проблемой четырёх красок», потому что им было трудно это доказать. Доказали это ученые только с помощью компьютера.

На основе «проблемы четырёх красок» придуманы игры и головоломки. 

3.Раскраска карт.

Педагог предлагает детям совместно с ним раскрасить карту (Приложение 3) и проверить  информацию ученых.

Педагог выбирает четыре цветных карандаша и совместно с детьми раскрашивает карту Южной Америки, озвучивая свои действия. При этом дети помогают педагогу подбирать цвета так, чтобы любые две области с общим участком границы имели разный цвет.

Вопрос детям: «Сложно ли было раскрашивать?»

Задание 1. Педагог предлагает детям самостоятельно раскрасить карты (Приложение 4), пользуясь правилом: любые две области с общим участком границы имеют разный цвет. Для этого дети выбирают четыре карандаша тех цветов, которые им нравятся больше всего (другие карандаши необходимо убрать). Педагог озвучивает правила раскрашивания.

Правила раскрашивания карт:

1) Раскрашивать карту можно пользуясь только выбранные четыре цвета.

2) Если две области имеют общую границу, то их нельзя окрашивать в один цвет.

Дети выполняют задание.

Вопрос детям: «Сложно ли было раскрашивать карту?»

Задание 2. Педагог предлагает детям усложнить задание: раскрасить карту (Приложение 5), пользуясь не четырьмя, а тремя цветными карандашами. Правила раскрашивания – те же. 

Дети убирают один карандаш и выполняют задание.

Сложно ли было выполнять задание? Какое задание оказалось сложнее?

Задание 3.

Педагог предлагает детям раскрасить по тем же правилам другие картинки, которые не являются географическими картами, но имеют замкнутые области и границы, поэтому их можно раскрашивать по тем же правилам.

Педагог показывает детям готовые, уже раскрашенные картинки (Приложение 6).

Перед раскрашиванием педагог предлагает детям рассмотреть картинки. Что на них изображено (Приложение 7)?

Ваша задача: раскрасить картинки, используя не более четырех цветов (меньше – можно) так, чтобы любые две области, имеющие общую границу имели разный цвет. При этом надо влечься от самих изображений.

Дети выполняют задание.

Сложно ли было выполнять задание?

Педагог наблюдает за работой детей, корректируя при необходимости.

4.Игра-соревнование.

Дети разбиваются на пары (тройки или четверки, в зависимости от числа обучающихся в группе).

Игра 1. Каждый из участников выбирает себе цвет, которым будет раскрашивать свои области. Игроки выбирают картинку-поле для игры (Приложение 8). Педагог напоминает детям, что область – это ограниченная часть, показывает на картинках.

Правила игры:   

1.Игроки по очереди закрашивают области каждый своим цветом, соблюдая следующее правило: если две области имеют общую границу, то их нельзя окрашивать в один цвет.

2.Проигрывает тот игрок, который не может сделать ход.

Игра 2. Педагог предлагает детям поиграть на других картинках. Для этого дети самостоятельно выбирают картинки.

5.Рефлексия. Что понравилось (не понравилось)?

Что нового узнали?

Что было самым сложным (простым)?

Замечание для педагогов:

1.Обычно играя, дети не задумываются о том, что их задача не только раскрасить картинку, но и выиграть. Поэтому, наблюдая за игрой детей можно их «натолкнуть» на такую мысль: делая свой ход, надо думать и о ходах соперника, т.е. надо раскрашивать те области, которые лишают соперника хода.   

2.В качестве поля для игры и карты для раскрашивания можно использовать зашумленные (наложенные) изображения. При этом можно вначале поработать с этими изображениями: что  изображено, как можно назвать, что лишнее и т.п., в зависимости от изображения.

3.Следующее занятие можно посвятить играм (существует другой вариант игры – для двух игроков) и головоломкам, основанным на теореме о четырех красках.

Источники информации:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_о_четырёх_красках

2. https://vk.com/@kanal_o-logicheskaya-igra-chetyre-cveta

3. https://sitekid.ru/matematika/zadacha_o_chetyreh_kraskah.html

4. https://nn2x2.ru/wp-content/uploads/2022/09/2_01_golovolomki.pdf

 

Приложения: в файле. 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 37 | Загрузок: 0


Вход на сайт
Поиск