Ребенок перешел во 2-й класс:
- становятся обязательными домашние задания;
- детям начинают ставить отметки.
Феномен второго класса
В начале второго класса у ребенка может резко упасть мотивация и снизиться самооценка.
Обычно, к концу второго года обучения ученик уже осваивается, адаптируется к системе оценивания и уровень самооценки повышается.
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Но возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»
Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если ученик себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится правильно себя оценивать.
Никогда не говорите при ученике негативно о его одноклассниках, их родителях и учителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Родителям важно помнить:
Не нужно зацикливаться на высоких оценках, подгонять под шаблон «хорошего ученика», а ценить реальные знания и способности своего ребёнка, поощрять его ответственность, трудолюбие, тягу к новым знаниям и начинаниям, тем самым способствуя формированию хорошей самооценки.
Тревожность у ребенка формируется, если:
- родители часто рассказывают ребенку о том, что они окончили школу с золотой медалью, а ВУЗ с красным дипломом;
- мама (папа) очень сильно переживает из-за отметок, ругает за двойки;
- требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент
- достижения ребенка сравнивают с достижениями других.
Если ребенок плохо учится, значит он:
- Потерял веру в свои силы и отстал в учебе.
- Боится быть спрошенным.
- Ему стыдно перед одноклассниками, перед учителем, перед самим собой.
- Взрослые предъявляют свои требования.
Что делать?
- Установить точный «диагноз» плохой учебы (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и т.д.).
- Начинайте с самого малого (вселите чувство уверенности в своих силах; пробудите начальный интерес).
- Придумывайте занимательные задания.
- Избегайте нервозности и неоправданных конфликтов.
- Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.
- Обязательно отметьте первый успех ребенка.
- Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 10 ошибок и поэтому получил 2»
Ребенку ВСЕГДА необходима поддержка РОДИТЕЛЕЙ!!
Домашние задания.
Важно: напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется.
Важно: первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
- Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
- Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
- Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
- Не давайте ребенку дополнительных заданий (при выполнении домашней работы) кроме тех, которые ему задали в школе.
- Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
- Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей, не давайте ему повода переложить свои обязанности на чужие плечи.
Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение. Важно не ругать ребенка за двойки и тройки, а помочь разобраться.
Важно: если мама и папа хорошо учились в школе, то это не означает, что у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.
Особенности второклассника.
Познавательные процессы:
Во 2-ом классе продолжается развитие основных познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
У второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического мышления.
Ведущий вид деятельности: Основной механизм познания окружающего мира -учебная деятельность (раньше была игра). Но ребенок все еще любит играть.
Социальная ситуация развития: Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.
Мотивация: Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.
Обычно достаточно успешны те дети, кто любит ходить в школу, кому нравится получать новые знания, а не только отметки и красивый портфель.
Новообразование: У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции школьника. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.
Общение: Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
Этот возраст очень благоприятен для интеллектуального развития школьника.
|