ЗДРАВСТВУЙТЕ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Функциональные особенности леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, вызывают целый ряд школьных трудностей. Леворукие дети отнюдь не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это — трудности обучения письму (реже — письму и чтению вместе).

Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

Право- и лево-наклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка (бывают исключения), так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме.

Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Лучше повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Есть еще ряд требований, которые должны соблюдаться при работе леворукого ребенка в школе и дома. И, прежде всего, это особые требования к освещению рабочего места. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Но ориентация парт в классе, положение доски не позволяют посадить леворукого ребенка так, чтобы свет падал справа (иначе он сидел бы лицом к классу, спиной к доске), поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Но дома необходимо поставить лампу справа.

Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

Траектории движения руки при написании букв, как показывает опыт, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п—т, л—м, н—к, х—ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще обучение письму — процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9—10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный.

На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. 

При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции "делай, как я", по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, "где начинать, куда вести, где закончить”, но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.

По мере изучения каждой буквы можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу "Как писать буквы”. Такая таблица должна быть все время перед глазами.

Часто у леворуких детей можно встретить зеркальное письмо, хотя в возрасте от 3 до 7 лет оно встречается и у праворуких.

Для леворуких детей необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать комплекс упражнений: копирование различных фигур и их сочетаний, воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.

Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Б. Закревской, например, такие:

·      - Сравни фигуры с моделью;

·      - Зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур; 

·      - Нарисуй квадрат;

·      - Поставь точку посередине сверху над квадратом; поставь точку посередине снизу под квадратом;

·      - Поставь точку справа посередине; поставь точку слева посередине.

Если все выполнено правильно, усложняем задание:

·     - Соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;

·     - Соедини точки справа и слева прямой линией.

Все правильно? Тогда попросим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники. А теперь попробуем посчитать:

·     - Сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);

·     - Сколько получилось квадратов.

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Вот еще аналогичное задание:

·      - нарисуй прямоугольник;

·      - поставь точки: в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в середине верхней стороны, в середине нижней стороны;

·      - соедини эти точки прямыми линиями;

·      - посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников;

·      - заштрихуй их разным цветом.

Все получилось? Очень хорошо. А теперь:

·      - обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;

·      - соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.

·      - посчитай, сколько теперь у нас прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

Выполняя эти задания, вы убиваете сразу нескольких зайцев: ребенок учится целенаправленно работать, тренирует зрительное восприятие, тренирует руку (штриховка), считает, вспоминает геометрические фигуры, закрепляет понятия "верх”, "низ”, "справа”, "слева и т. д.

Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально, но могут быть замены букв близкими по конфигурации, "перескок” через строку и тому подобные нарушения. Проявления ошибок или нарушений пространственного различия могут быть разными.

Особый комплекс трудностей при обучении письму и чтению отмечается у тех леворуких детей, у которых имеется то или иное нарушение в деятельности левого (речевого) полушария.

Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить, если плохо произносил или дифференцировал звуки, если его речь бедна и невыразительна — все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звуко-буквенному анализу. Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого для вас обязательны. Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz