Главная | Регистрация | Вход | RSS |
ЗДРАВСТВУЙТЕ |
|
Глава из книги МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. ДВА РАЗНЫХ МИРА (публикуется с сокращением) За различиями в психике мальчиков и девочек, прежде всего, стоят особенности организации мозга. С этой точки зрения принципиальные типологические отличия детей можно отчетливо наблюдать, по крайней мере, по двум осям: видя в них мальчиков и девочек, и видя в них детей, у которых преобладает "правополушарный" или "левополушарный" тип мышления. Нейрофизиологи и нейропсихологи подробно исследовали то, насколько различаются по своим задачам и как взаимодействуют левое и правое полушария головного мозга. Главное отличие левого полушария от правого состоит в том, что только в нем расположены речевые центры. Оно как бы дробит картину мира на детали, отбрасывает несущественное, анализирует и классифицирует их. Правое схватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, рационально-логическим. А правое полушарие - пространственно-образным, интуитивным, тесно связанным с эмоциональной сферой. К каждому из полушарий мозга идут нервные пути от органов чувств. Правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела, а левое - правую. Таким образом, леворукость, ведущий левый глаз или левое ухо могут указывать на преобладающую роль правого полушария в восприятии и анализе информации. Тех людей, у которых преобладает эмоционально-образное мышление, мы называем правополушарниками. Среди них, конечно, встречаются не только левши - большинство из них правши. Тех, у кого преобладает рационально-логическое мышление, мы называем левополушарниками. Два полушария нашего мозга соединяет пучок нервов - мозолистое тело. И у детей оно непропорционально маленькое по сравнению со взрослыми. Причем у мальчиков и мужчин мозолистое тело тоньше, чем у девочек и женщин. В результате у мальчиков формируется более выраженная специализация полушарий, разделение функций между ними. Поэтому если уж у взрослых мужчин логическое мышление - то логическое, если образное - то образное. А у женщин - "странная женская логика". Потому что женщины в любое логическое рассуждение привносят образность. И наоборот: образное мышление они обязательно стараются перевести на речевую основу. К тому же у женщин (по теории В.А. Геодакяна) вообще все возрастные периоды протекают быстрее. Девочки, по статистике, рождаются на несколько дней раньше срока, мальчики - позже. К первому классу девочки по биологическому возрасту приблизительно на год старше. Пубертатный возраст у девочек начинается значительно раньше, чем у мальчиков. Репродуктивный период у женщин завершается раньше, у мужчин продолжается дольше... И получается, что к пяти-семи годам за счет ускоренного и психического и биологического развития девочки находятся в выигрышном положении при формальном сопоставлении результатов. Причем в этот период полушария мозга еще только развиваются. Даже будущий левополушарник еще не настолько левополушарен. Вместе с развитием мозга идет и функциональная специализация его полушарий, перестройка, отлаживание взаимодействий внутри полушарий и между ними, формирование психических функций Но пока идет такая отладка, в дошкольном возрасте, мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые. И получается, например, такая странная вещь. Доказано, что девочкам оперировать пространственными образами, фигурами сложнее, чем мальчикам с определенного возраста. Но весь фокус в том, что это явно видно среди взрослых или среди школьников-старшеклассников. А у маленьких детей все выглядит иначе - поскольку речь развивается быстрее у девочек. У мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственно-временной ориентации складывается уже в шесть лет, а у девочек ее обычно нет даже к тринадцати. Но обсуждать со взрослыми свои пространственные образы мальчикам сложнее, чем девочкам. Развитие левого полушария у мальчиков идет медленнее. У девочек быстрее, но с большей опорой на образность. А в подростковом возрасте мальчики начинают обходить девочек по левополушарному рационально-логическому, речевому типу мышления. А вот исполнительская сторона речи у мальчиков и дальше остается хуже. Речевое мышление у них лучше, а вот переложить на грамматическую основу, вынести на поверхностный уровень речи труднее. Речевое мышление богаче, а выразить свои мысли сложнее. Поэтому у женщин и запас слов больше, и говорят быстрее и многословнее, а мужчина лучше решает кроссворды, или в важной ситуации подбирает точные слова - там, где речевое мышление проявляется не количественно, а качественно. И в эмоциональной сфере различия столь же показательны. У девочек, как
правило, вначале левое полушарие развито лучше, чем у мальчиков. Но при
усталости выпадает слабое звено. Когда девочки устают, у них сильнее страдает
правое полушарие, у мальчиков - левое. Мальчики, когда устают "перестают соображать", но внешне держатся. Девочки, когда устают - страдают эмоционально, могут расплакаться. Девочки лучше справляются с типовыми задачами, опираются на память, используют штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, они лучше справляются с заданиями на сообразительность. Девочки больше мыслят штампами. А мальчики придумывают что-нибудь свое, хотят какую-нибудь историю сочинить.Из этого не следует, что только мальчики выдают идеи и это не значит, что мальчиков надо учить придумывать, а девочек воспроизводить заранее заданное. Нельзя девчонок держать на одних штампах, их надо как-то расшевелить, чтобы они идеи тоже выдвигали. Нельзя и мальчишек не включать в освоение общеупотребимых умений и знаний. Но оценивая тех и других, важно учитывать, к чему они, как правило, предрасположены природой, в чем способны выдать лучший результат, а что им дается с большим напряжением сил. Девочки чаще говорят так, как принято считать. А мальчики говорят, как они сами считают. Девочки очень любят повторение. Они утверждаются в том, что они знают, они помнят. У мальчиков, как только пошла работа на повторение - все, внимание ушло. Девчонки ориентируются на того, с кем они в контакте. Для них очень важна ниточка между ними и педагогом, и очень важно, как педагог отреагирует. И они ловят его взгляд, мимику и корректируют свой ответ. Поскольку в глаза педагогу смотрят в основном девочки, то учителя и воспитатели ориентируются на глаза девочек. У девочек в младшем возрасте период врабатываемости короче, у мальчиков длиннее. Девочки глазами показывают, что все поняли и готовы. Педагог уверен, что можно двигаться дальше - а мальчики-то еще только начали разбираться. И вот на следующем шаге они уже окажутся в отстающих и провинившихся. Зато девочки раньше и устают, они уже не выдерживают нагрузки, выключаются - а у мальчиков все в порядке, самая работа пошла. При этом девочки больше направлены на результат, на похвалу. Мальчики - на процесс. Вот в школе учитель дает задачку и говорит, что ее можно решить двумя способами. Но решите одним - я поставлю пятерку. Большинство девчонок решили одним способом - сидят, занимаются своими делами. Мальчики ищут второй способ. Учитель спрашивает: "Ну что, подсказать?" Девочки кричат: "Да!", а мальчики: "Нет!" "Ну я все-таки скажу". Тогда один мальчик заткнул уши и вышел из класса. Позовете, мол, когда закончите объяснить. Иногда мы, как те курицы, учим наших воспитанников рыться в пыли, выискивая зернышки - а они прекрасно умеют плавать. И из самых гадких утят могут вырасти прекрасные белые лебеди! Пусть им повезет - и на их пути встретится человек, который их поймет.
В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман.Мальчики и девочки — два разных мира, С-Пб, 2001 г. Полный текст: /BoysAndGirls.doc
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |