Игра обучает, развивает, успокаивает, воспитывает.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Особенность предлагаемых игр – для того, чтобы играть, нужна бумага и карандаши.
Все игры – это игры для 2-х и более игроков.
Типография
Материалы: тетрадный лист в линейку и ручка для каждого игрока
Ход игры: игроки выбирают слово. Каждый игрок записывает это слово у себя на листе. Задача игрока – составить из букв предложенного слова как можно больше слов (слова должны быть нарицательными, в именительном падеже и единственном числе). На это отводится определенное время (например, 5 минут).
Затем один из игроков зачитывает свои слова вслух. Те слова, которые встречаются у других игроков – вычеркиваются. Побеждает тот, у кого осталось больше невычеркнутых слов.
Пример: Слово, выбранное игроками:
КОРОВА
Из этого слова можно составить слова:
РАК, РОВ, ВОР, АКР, РОК, КРОВ, КОРА и др.
Комментарии:
- все неизвестные ребенку слова необходимо пояснить (в примере, такими словами могут быть слова «акр», «кров»);
- ребенок (особенного первоклассник) может писать слова с ошибками (в примере, можно написать слово «врак», вместо «враг»). В этом случае исправляем ошибку, подбирая
проверочные слова или находя слово в словаре.
- можно использовать слово на иностранном языке.
На одну букву.
Материалы: бумага (лучше в клетку или линейку) и ручка для каждого игрока.
Ход игры: Игроки выбирают букву. Затем каждый сочиняет предложение (или рассказ) так, чтобы все слова начинались на одну и ту же букву, не считая предлогов. Затем предложения (рассказы) зачитываются.
Пример: Полина пришла в парикмахерскую. Причесалась. Потом пошла в парк. Прогулялась по парку. Полина понравился парк.
Комментарий: можно сочинять общий рассказ: первый игрок придумывает первое предложение, второй – второе и т.д. (но это более сложный вариант игры).
Города-реки.
Материалы: бумага (лучше, в клетку или в линейку) и ручка для каждого игрока.
Ход игры: каждый игрок на своем листе рисует таблицу. Например:
город
|
река
|
имя
|
растение
|
животное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затем выбирается буква. Игроки заполняют ячейки таблицы, используя слова на эту букву. Кто закончил первым, кричит: «СТОП». Остальные игроки в незаполненных ячейках ставят прочерки. Затем подсчитывают очки: за каждое правильное название по 1 очку. Если игрок, крикнувший «СТОП», допустил в своих названиях ошибку, ему штраф минус 3 очка. Если игроки вписали одинаковые названия, они не засчитываются, вычеркиваются. Выигрывает игрок, набравший большее число очков.
Можно добавить столько столбцов, сколько хочется. Например, писатели, литературные произведения, и т.п.
Комментарий: при затруднениях можно использовать словари, географические атласы и т.п.
Балда
Материалы: карандаш и бумага.
Ход игры: на бумаге рисуется квадратная таблица, например, 5х5 (7х7, 9х9 и т.п. – чем больше таблица, тем игра становится сложнее). В центре пишется любое слово из 5 букв (в случае таблицы 5х5).
Игроки по очереди дописывают по одной букве к написанным буквам так, чтобы получались слова с новой буквой. Слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех случаев, если слово употребляется только во множественном числе). Буквы дописываются или по горизонтали, или по вертикали в любую сторону. Слова читаются от клетки к клетке по горизонтали, вертикали (могут ломаться по горизонтали, вертикали, но не по диагонали).
Пример:
|
|
|
|
|
|
получили слово «ПАЛКА»
|
|
П
|
|
|
|
Г
|
А
|
Л
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
Рис. 2.
|
|
|
|
|
|
Если игрок не находит такого слова (т.е. не может добавить букву), то он пропускает ход.
По количеству букв в придуманном слове игроку присваиваются очки (в нашем примере – 5 очков). После заполнения всей таблицы, очки подсчитываются, у кого больше, тот победитель, а проигравший (у кого меньше всего очков, если играют 3 и более человек) — балда.
Комментарий: можно играть со словами на иностранном языке.
Точки и треугольники
Материалы: лист бумаги и карандаши разных цветов по количеству игроков.
Ход игры: на листе бумаги рисуется произвольное количество точек порядка 10-15 (обговаривается заранее). Игроки по очереди соединяют их прямыми линиями. Задача игрока образовать треугольник. Когда треугольник образован (проведена последняя сторона) – игрок раскрашивает его своим цветом. Треугольники не могут пересекаться и накладываться друг на друга .Побеждает тот, чьих треугольников оказалось больше.
Комментарий: можно использовать не треугольник, а другие геометрические фигуры. В этом случае изначально на листе бумаги должно быть точек порядка 20-25.
Для следующей игры нужен дополнительный атрибут – игральный кубик (при необходимости его можно сделать из бумаги или из пластилина)
Жучок
Материалы: лист бумаги и карандаш для каждого игрока, игральный кубик, схематичный рисунок жука (шаблон, показывающий его различные части и соответствующие им числа).
Ход игры. Первый игрок кидает кубик и в зависимости от того, сколько очков выпало на верхней грани кубика, рисует ту или иную часть жучка (или пропускает ход, если эта часть уже
нарисована или не может быть нарисована – например, как нарисовать глаз, если еще не нарисована голова). И ход переходит к другому игроку. Т.е. игроки всегда ходят по очереди. Выигрывает игрок, нарисовавший жучка первым.
Правила рисования:
1.Каждый игрок может начать рисовать, выбросив на кубике – 1; это дает ему право нарисовать туловище. Только после этого можно рисовать остальные части тела жучка, присоединяемые к туловищу (голова, лапки).
2.Чтобы присоединить к туловищу голову, необходимо выбросить на кубике – 2.
3.Присоединять усики и глаза можно только после того, как нарисована голова. Для того, чтобы нарисовать усики надо выбросить на кубике – 5, для рисования глаза – 4. Каждый глаз и каждый усик требуют отдельных бросков.
4.Выпадение на кубике – 3 позволяет игроку пририсовать три лапки с одной стороны туловища. Для других трех лапок необходимо еще раз выбросить 3.
5.Для того, чтобы нарисовать хвостик необходимо выбросить на кубике – 6 очков.
Рис. Схематичный рисунок жучка
Играя в игры на бумаге, ребенок не только развивает свои познавательные процессы, но и учится общаться, проигрывать и выигрывать.
ПОМНИТЕ:
Игра ведет от развлечения к развитию
|