РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ - процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Внимание важный познавательный процесс.
Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание (ребенок внимателен только тогда, когда ему интересно).
Высокого развития непроизвольное внимание достигает в дошкольном (3-7 лет) возрасте.
У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.
Произвольное внимание (связано с волевым усилием) у дошкольников только начинает формироваться. Его развитие и усовершенствование происходит в школьном возрасте под влиянием школьного обучения.
На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.
НО РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что:
Повышение внимательности школьника зависит не только от целенаправленного развития внимания, но и напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности, интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств.
Внимание обладает такими свойствами:
- Объем внимания
- Концентрация
- Устойчивость
- Избирательность
- Переключаемость
- Распределение
Нарушение свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. ВНИМАНИЕ МОЖНО И НУЖНО РАЗВИВАТЬ!
Задания на развитие внимания можно проводить как бы между прочим, например, по дороге в магазин (или в школу), на прогулке, во время приготовления ужина и т.д.
Игры, упражнения и задания на развитие различных сторон внимания вы найдете в буклете "РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ ДОМА", который расположен в КАТАЛОГЕ ФАЙЛОВ в категории "Мои файлы".
|